Религиозные аспекты сказки "Репка"

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Интерпретации и трактовки сказок про репу »   Религиозные аспекты сказки "Репка"
RSS
Религиозные аспекты сказки "Репка"
Автор статьи: Оксана Ткач
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа
Страницы: 1 2 #


Религиозные аспекты сказки «Про репку»

Знакомая всем с детства сказка «Про репку» являет нам собой яркий образец русского народного устного творчества. В ней, как и во многих старинных сказках, отражена народная мудрость, представления об устройстве мира, взаимоотношениях его обитателей, пути разрешения конфликтов и решения различных житейских проблем. Мудрость этой сказки заключается в том, что взаимовыручка и взаимопомощь помогут преодолеть любые неприятности, перенести любые невзгоды. Такая мораль есть составной частью общечеловеческой и, в частности, христианской морали. Поведение ее персонажей наглядно иллюстрирует одну из главных заповедей христианства: «Возлюби ближнего, как самого себя». Ведь именно из любви и сострадания мы приходим на помощь ближнему, будь то к близким, знакомым или вовсе незнакомым людям.
Однако, это далеко не единственный постулат христианской религии. Как же выглядит поведение персонажей этой сказки через призму других основополагающих заповедей христианства?

В период сбора урожая Дед не смог вытащить репу из земли в одиночку. На помощь он призывает свою жену, то есть Бабку. Задача оказывается непосильной и для двоих. И на помощь приходит Внучка. Пока она помогает Дедушке и Бабушке тянуть репку, вспомним еще один широко известный постулат христианства. Он гласит: «На все воля Божья!». Следовательно, кого бы не призвал на помощь глава крестьянской семьи – Бабку, Внучку, домашних питомцев и еще пол – деревни, желаемого результата без Божьей на то воли, ему не добиться. Получается, что все усилия Деда, направленные на призыв к помощи всех домочадцев, совершенно напрасны! Становится очевидным, что он тратил усилия не в том направлении.

Что же следовало предпринять деду для решения этой, казалось бы, простой бытовой проблемы? Ответ на этот вопрос кроется в еще одной из главных христианских заповедей: «Стучи - и откроется, проси – и воздастся!». В соответствии с этими простыми, но абсолютно логичными заповедями, деду, столкнувшись с проблемой, следовало просить о помощи не домочадцев, а высшие силы! Более того, делать это следовало перед тем, как приступить к работе.

Невозможно не вспомнить о молитвенном правиле, как о древнем обычае, который, следует из вышеупомянутого постулата. Для достижения каких-либо жизненно важных целей христиане должны обращаться к Богу с просьбой, то есть с молитвой. За время развития православия постепенно возникали молитвы, с которыми обращались к высшим силам для разрешения разных жизненных ситуаций. До наших дней в православии накопился целый арсенал таких молитв. Они и составляют Православный Молитвослов. Наиболее обобщающей и универсальной является молитва «Перед началом всякого дела». Именно ней следовало воспользоваться Деду перед тем, как отправиться в огород. И уж во всяком случае, после первой неудачной попытки.

В то же время, поведение этой крестьянской семьи подтверждает правильность народной мудрости: «На Бога надейся, а сам не плошай!». Однако, на Бога можно надеяться лишь в том случае, когда обратился к нему с просьбой о помощи. И тогда все, что бы ни делал, будет проявлением его воли и приведет к успеху. Как видим, Дед решил выполнить эту нехитрую процедуру без благословения свыше. И не стоит считать его вероотступником, так как в Библии сказано: «Не поминай Господа своего всуе». Ведь вырвать репу в огороде – это привычное повседневное занятие. Зачем же обращаться к Богу по такому пустяку? С этой точки зрения поведение Деда достойно уважения. Следует отметить, что труд рассматривается христианской религией как благо, прямая обязанность христианина, возвышающая его, источник мирских благ. По словам Апостола Павла: «..кто не работает, тот и есть не должен». В то время как язычество презирало труд, считая его уделом низших сословий. Однако, на эту ситуацию можно взглянуть иначе, если предположить, что Дед решил вырвать не одну единственную репу, а весь выращенный урожай.

Попробуем разобраться в этом. Общеизвестно, что образы, которые выступают в народных сказках и былинах, всегда являются собирательными, то есть - обобщенными. Следовательно, репа может выступать в этой сказке не как самостоятельный овощ, а как символ урожая. К тому же репа является наиболее любимым овощем, который выращивали предки россиян. Получается, что поведение главного героя с религиозной точки зрения можно трактовать в зависимости от того, что символизирует собой в сказке сама репа. Если она отдельный самостоятельный овощ, вырвать который совсем не сложно, то поведение Деда не вызывает сомнений, так как не стоит обращаться к Богу из-за пустого. В противном случае, если репка - символ всего урожая, Деду следовало помолиться перед началом такого важного и хлопотного дела.

Исходя из поведения Деда, которое описывается в сказке, можно сделать предположение о периоде возникновения сказки «Про репку». Вероятнее всего, это Русь на кануне принятия или в период зарождения христианства. Об этом свидетельствуют и персонажи животных, как отголоски язычества. Поведение людей того времени вполне соответствует описанному в сказке. То есть, христианство либо еще не было официальной религией, либо еще не укрепилось в сознании народа достаточно прочно. Поэтому, совершенно не в чем винить ни Деда, ни Бабку, и уж тем более, Внучку. Не одно столетие должно было миновать, прежде чем идеи христианства глубоко укоренились в сознании русского народа в целом и крестьянства в частности. Тем не менее, именно Россия стала оплотом православного христианства, ее духовным центром. И это совершенно не удивительно. Более того – закономерно. Ведь поведение ее персонажей, предположительно отнесенное к нехристианской Руси, целиком и полностью соответствует нормам и канонам христианской православной религии. Совершенно очевидно, что русский народ по своей ментальности будто создан для христианства, в частности, для православия. Зерна его морали и заповедей легли в благодатную почву – душу русского народа, чтобы со временем прорости в поколениях и дать миру духовный оплот православия.

Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0615. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0398

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры