Анализ сказки Репка с точки зрения философии Лосева

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Интерпретации и трактовки сказок про репу »   Анализ сказки Репка с точки зрения философии Лосева
RSS
Анализ сказки Репка с точки зрения философии Лосева
Автор статьи: Наталья Галузинская
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Сказка про Репку была впервые опубликована в 1863 году, через 2 года после отмены крепостного права в России, благодаря которому крестьяне могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом и выращенной продукцией. С одной стороны, сюжет сказки довольно прост: посадил дед репку, вырос урожай, собрал дед урожай, призвав на помощь всех членов семьи и домашних животных. Кто работает – тот ест. Вместе поработали, вместе и съедят урожай. Но если рассматривать «Репку» как произведение философское, можно заметить в сюжете идеи известнейших во всем мире философов.
В данном случае рассмотрим «Репку» с точки зрения философии Алексея Федоровича Лосева.
А.Ф.Лосев – известный русский философ ХХ века. В основе его философии – символизм и имяславие. Он считает слово и имя орудием социального общения, а весь мир ничем иным, как именами и словами разной степени напряженности. В сказке про Репку идеи Лосева просматриваются в некотором роде благодаря наличию у персонажей имен, ведь собака и кошка, несмотря на то, что являются животными, в сказке озвучиваются Жучкой и Муськой, а мышка – Норушкой. Наблюдается также особое созвучие всех имен персонажей: РепКА, ДедКА, БабКА, ВнучКА, ЖучКА, МусьКА и мышКА. Имена в сказке носят и символический характер, что свойственно взглядам Лосева. Так, к примеру, Репка символизирует плодовитое начало, как символ плодородности русской земли. Она выросла гораздо больше, чем ожидали. Дед – глава семьи, поводырь. Он заботится о том, чтобы его семья не осталась голодной, выращивает урожай. Символизирует мужское начало. Бабка – его верная подруга по жизни, он первой зовет ее на помощь, потому что считает своей правой рукой. Она есть образ русской женщины, трудолюбивой и преданной. Внучка – наследница, преемница, она не только наследует имущество своих прародителей, но и хорошие привычки, готовность всегда прийти на помощь близким. Это те личностные качества, которые всегда в нас воспитывали родители. Жучка и Муська, скорее всего, символизируют единство человека с природой, животным миром. На примере мышки показано, что даже в негативном персонаже можно найти положительные стороны. По своему предназначению мышь является вредителем, грызуном, уничтожителем урожая, а в сказке она не задумываясь приходит на помощь. Лосев считает, что любая вещь во Вселенной должна иметь свое имя, быть названной, символизировать что-либо.
Есть у Лосева замечательное сочинение «Самое само», чудом сохранившееся во время войны. В нем заключены представления автора о всеединстве, каждая отдельная часть которого несет в себе сущность целого. Так и в рассматриваемой нами сказке про Репку каждый отдельный персонаж сам по себе не представляет какого-то особого смысла. И лишь став одним целым, в данном случае объединив свои усилия, персонажи достигают конечного результата: «…вытащили репку». Каждый из них – сущность целого, и убрав из этой цепочки даже, казалось бы, незначительную мышку, не было бы всеединства.
Лосев связывал нашу культуру с античной как никто иной. Он переводил и переводил с греческого, так как считал это радикальнейшим путем развития отечественной философии. В трудах Лосева, связанных с изучением античности, упоминается и земледелие. В мифах о земледелии оно представляется как самостоятельная область человеческой жизни, когда нужды в каком-то особом Боге не испытывали, а само земледелие в своем обобщенном виде и считалось божеством. Так и в сказке про Репку. Дед не надеется на то, что кто-то исполнит его желание, что часто встречается в других сказках (курочка, несущая золотые яички, рыбка, исполняющая желания, джин, ковер, преподносящий яства, какие пожелаешь, печка, сама испекающая пироги и пр.). Он позвал Бабку, существо приземленное, небожественное. Здесь обращение за реальной физической помощью. Объединившись, участники цепочки «Дедка за Репку, Бабка за Дедку и т. д.» совместным трудом достигли конечного результата.
Вот и получается, что простая детская сказка про Репку на самом деле совсем не простая, а настоящая философская. А сколько в ней еще спрятано идей, взглядов и смыслов? С уверенностью считаю, что данная сказка может быть очень полезна детям.




Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0622. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0414

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры