Сказка «Репка» с точки зрения философии Александра Радищева

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Интерпретации и трактовки сказок про репу »   Сказка «Репка» с точки зрения философии Александра Радищева
RSS
Сказка «Репка» с точки зрения философии Александра Радищева
Автор статьи: Вдумчивый
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Где лежит грань между сказкой и реальностью? А между сказкой и философским осмыслением действительности? Есть ли связь между сказкой – мудростью веков и носительницей древних традиций и усилиями мыслителя по поиску последних ответов на изначальные вопросы? Давайте попробуем провести параллель между философскими воззрениями великого русского мыслителя Александра Радищева и сказкой «Репка» (знакомой всем с детства и такой обманчиво простой).

Согласно философским воззрениям Радищева мир настолько материален в своей непостижимой полноте и целостности, что «вещи существуют сами по себе, независимо от силы их познания». В телесности же мира свое место занимает и сам человек, являясь существом телесным, таким же, как и сама природа. И именно здесь, в сказке «Репка», как нельзя проще и доступнее представлена модель материальности мира, и проиллюстрирована непосредственная взаимосвязь природы и человека. Репа растет независимо от нашего знания о ней, сами по себе существуют и формируют бытовые и производственные отношения Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка. И все они занимают свое законное место в природе и бытии вещей.

Человеку же, как высшему проявлению телесности, отведена, по мысли Радищева, главная роль во Вселенной. При этом человек находится в тесной связи и с животным, и с растительным миром. Что по этому поводу говорится в шедевре народного литературного творчества? Люди в сказке «Репка» неразрывно связаны в единой цепи трудового процесса «тянем-потянем» как с животным миром, олицетворяемым Жучкой, Кошкой и Мышкой, так и с растительным царством в лице репы, поедание которой является конечной точкой и последним смыслом описанного в сказке производственного процесса.

По словам Радищева, выстраивая в один ряд человека и животных, он никоим образом не унижает достоинств существа разумного, а попросту дает определение вещественной связи мира, ибо человек от животного отличается лишь наличием разума. Но ведь и сказка «Репка» – это упрощенная модель материальности и реальности мира, в котором все существа связаны, соединены между собой живой цепью, но человеку, как организующему началу, отведена ведущая и определяющая роль. При этом не умаляется, а, напротив, подчеркивается значимость каждого существа в отдельности и зримо проявляется закономерная цепь событий и смыслов, в которой все герои занимают свое, подобающее их природе и естеству, место в мироздании.

Подобно многим образцам русского устного народного творчества, сказка «Репка» не менее глубока и многогранна, чем любое философское размышление. Еще не одно поколение исследователей будет ломать голову над этой древней притчей, в надежде разгадать ее окончательный смысл, в попытках найти нужный вопрос на данные маленькой «Репкой» ответы. Мы с гордостью будем рассказывать эту сказку нашим детям и внукам и втайне надеяться, что новые поколения русских людей будут внимательно относиться к великому философскому наследию своего народа. Аминь.




Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0594. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0392

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры