Сказка «Репка» через призму концепций Адлера

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Интерпретации и трактовки сказок про репу »   Сказка «Репка» через призму концепций Адлера
RSS
Сказка «Репка» через призму концепций Адлера
Автор статьи: 2038
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Русская народная сказка «Репка» через призму концепций Адлера.

Одним из центральных понятий адлерианской психологии является так называемый социальный интерес. Этим понятием Адлер суммарно обозначил комплекс стремлений индивида к обществу в его вечном, идеальном, совершенном качестве. В данном случае речь идёт не об обществе, как отдельно взятой группе, а, скорее, о человечестве, как таковом. Можно говорить о социальном интересе, как о стремлении человека к человечеству с целью эмпатийно ощутить свою принадлежность к нему, пережить чувство ближнего, и через это самому стать человеком, то есть обрести смысл. С точки зрения Адлера, социальный интерес - это один из первейших критериев психического здоровья, ведь именно вклад в общественную жизнь часто характеризует счастливых и здоровых людей. Чего нельзя сказать о таких категориях людей, как: пьяницы, преступники, самоубийцы, проблемные дети, извращенцы и проститутки. Всем им не достает социального интереса и чувства ближнего. Это же касается людей с невротическими и психотическими отклонениями.
Таким образом, перед каждым человеком в его индивидуальной жизни ставится три центральных задачи: работа, дружба, любовь.

Вместе с тем, эти задачи выходят за рамки индивидуальной жизни и сталкиваются с необходимостью включения человека в системы социализированных отношений. Для разрешения этой сложности и должен приходить на помощь социальный интерес, как основа сотрудничества с другими людьми.

В Русской народной сказке «Репка» представлена своего рода идеальная (с точки зрения человечности) модель частных межличностных взаимодействий, построенных на здоровом социальном интересе персонажей, который, как известно, в итоге приводит извлечение репки к положительному финалу. Мы также можем наблюдать эффективный процесс кооперации персонажей и отождествление их собственных целей с целью коллектива. Стоит обратить внимание на то, что происходит это не по законам авторитарного управления, т.е. не в виде более или менее прямого воздействия на индивида со стороны уже сформировавшейся социальной единицы, а именно через индивидуальные, частные отношения участников процесса «тягивание-потягивание репки».

Остановимся более подробно на вопросе мотивации добывателей репки. В своих работах Адлер подчёркивал особую значимость чувства неполноценности, которое не является чем-то специфическим, а, скорее, предстаёт как универсальное свойство, которое характерно для всех людей. Не смотря на то, что в базе этого чувства лежат детские переживания уязвимости, слабости и зависимости, именно это чувство составляет мотивацию преодоления себя самого через постановку целей на будущее. Таким образом, Адлер постулирует целеустремлённость как основу нашей психической жизни.

В свете этой концепции становятся понятны причины, по которым каждый следующий персонаж, несмотря на то, что он всякий раз оказывается более слабым в сравнении с предыдущим, он так легко и без принуждения отзывается на просьбу и берётся за дело.


Конечно, мы не можем рассмотреть всё пространство смыслов, которое кроется за такой простой по форме сказкой, ведь, как известно, сказка - лишь намёк. Кроме того, у нас нет детального описания героев, мы не знаем всю динамику их отношений и последствия совершённого ими совместного действия. И, тем не менее, мы можем в общих чертах обрисовать конфликт, который психолог аналитического направления бы мог обнаружить в коллективной и персональной жизни героев сказки. Можно задать следующий вопрос: какова же истинная их мотивация? С одной стороны мы видим стремление обрести смысл индивидуальной жизни через приобщение к чему-то большему через совместную деятельность. С другой стороны мы видим, что просьба о помощи всегда обращена «сильным» к «слабому», который вряд ли имеет реальную возможность отказаться от преодоления своей «слабости».




Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0602. Количество выполненных запросов: 12, время выполнения запросов 0.0398

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры