Архетипические взаимосвязи между сказкой и якутскими мифами

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Интерпретации и трактовки сказок про репу »   Архетипические взаимосвязи между сказкой и якутскими мифами
RSS
Архетипические взаимосвязи между сказкой и якутскими мифами
Автор статьи: Дарья
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Среди ученых бытуют два мнения о том, что же произошло первым – миф или все-таки сказка. Одни считают, что миф – это обогащенная история, которая была порождена сказкой. А другие утверждают, что сказка произошла от мифа.

Однако, по мере превращения мифа в сказку происходит то, что можно назвать неким сужением всего повествования, а именно - конкретизация, перенос интереса на личную судьбу главного героя. В сказке объекты, которые необходимо добыть, или цели, что нужно достичь, - это уже не элементы природы, а конкретная пища, предметы, обладающие чудесными, чудотворными свойствами, либо люди, в частности девушки, женщины. Так, сказка состоит из некой череды испытаний, которые необходимо преодолеть герою для составления его благополучия.

Вообще, по сути своей, сказка – это бессознательный (неосознанный) продукт воображения, а все ее персонажи (герои) являются архетипическими образами, которые существуют в психике, в самых глубинных ее слоях. И поскольку они являются психологической реальностью, то воздействуют на нас в не зависимости от того осознаваемо это либо нет.

На примере русской народной сказки «Репка» можно проследить архетипические взаимосвязи с мифологией якутов. В сказке использованы архетипы животных, якуты в своей мифологии также ведут повествование с использованием тотемных персонажей (различных животных).

Как не покажется странным и удивительным, но в Репке речь идет не об удачном сборе урожая, невиданного по своим размерам, а о рождении ребенка. Другими словами, для удачного, легкого появления на свет малыша, всем родственникам необходимо было объединиться, прийти к общему согласию, забыв про все обиды. Примером этого в сказке служит то, что, только объединив все усилия и сотрудничая с такими непримиримыми врагами, как кошка и мышка, собака и кошка, деду, бабке и внучке удалось вытянуть репку. Мышка же, в свою очередь, показала как легко можно достичь желаемого результата, обратив внимание на казалось бы самую незначительную мелочь, но достаточно весомую.

У якутов в мифологии тоже встречаются такие дед и бабка. Они представляются в виде маленького седобородого старичка (Ан дархан тойон) - духа-хозяина домашнего очага, одного из покровителей семьи и рода, и седой старухи благородной наружности (Ан дархан хотун) - духа-хозяйки земли.

Также в мифологии якутов очень часто присутствует культ солнца, которое можно сравнить с самой репкой, поскольку она такая же круглая, огненно-желтая. Солнце представлено в образе почтенного старца (Юрюнг айы тойона) – верховного божества, творца Вселенной. Это также является еще одной, достаточной важной архетипической взаимосвязью между сказкой и якутскими мифами.

Как следствие всего упомянутого, можно сказать, что архетипические образы в мифах якутов и в сказке Репка – это и есть те взаимосвязи, которые являются выражением субъективного переживания как одной личности, так и любого народа вцелом. Поэтому именно такая форма рассказов, с участием именно различных животных, чудесных предметов и удивительных размеров плодов земли, и есть гораздо более интересной в повествовании и легкой в восприятии, особенно для наших малышей, поскольку является более глубинной, древней, базисной, то есть архетипичной.



Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0650. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0434

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры