Влияние сказки Репка на русскую литературу

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Репа в мировой культуре »   Влияние сказки Репка на русскую литературу
RSS
Влияние сказки Репка на русскую литературу
Автор статьи: Андрей Волошин
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа
Страницы: 1 2 #


Кто из нас не читал старую добрую сказку «Репка»? Помните, как со страниц детской книжки с картинками на нас смотрел незадачливый старик и его растерянная жена-старуха, озадаченные внучка и Жучка, удивленная кошка и победительница-мышка?

А мы, умиленные, засыпали под тихий мамин голос, читающий сказку.
Но та самая безобидная «Репка» явилась толчком к развитию классической русской литературы, а вслед за ней появились поэты «серебряного века», а потом – реализм и структурализм века 20-го.

Вглядимся в простоту сюжетной линии и ясность изложения сказки. Красота русского слога изящна своей неприхотливостью. Не его ли мы будем вспоминать, вчитываясь в книги советской эпохи? Через многие года пройдя и преломясь через историю многострадального русского народа, твердым стержнем будет присутствовать в веке 20-м и завершенность, округлость формы сказки.

Как добротная почва является благотворной средой для растений, произрастающих на ней, так и русская народная сказка образовала глубокие корни, питающие все великое дерево национальных писателей и поэтов, и свежие поросли с зеленеющими молодыми листьями, сами того не ведая, растут лишь благодаря древним основам фольклора.

Тревога и трагизм, проходящий через всю историю русского народа, сквозят в «Репке». И
уже выросла репка, но велика – не поднять, не осилить ее одному человеку.
То же беспокойное волнение отражено в стихах Анны Ахматовой:

Не стращай меня грозной судьбой
И великою северной скукой.
Нынче праздник наш первый с тобой,
И зовут этот праздник — разлукой.


И действительно – близка разлука деда с казавшимся такими близким счастьем быть накормленным и кормящим. Тучи над русским человеком ходят, пасмурно у него в душе. Если прислушаться повнимательнее, то ноты тяжких бед, звучащие в национальном характере, присутствуют и в классической литературе, те же ноты дошли и в произведения поэтов-шестидесятников. Да они звучат в каждом из нас – в личной непростой судьбе каждого из нас. И все, что есть у нас – это «надежды маленький оркестрик под управлением любви».
У Евгения Евтушенко читаем:

Тревожьтесь обо мне
пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне,
когда мне одиноко.
В усердии пустом
на мелком не ловите.
За все мое «потом»
мое «сейчас» любите.


Как будто слышит поэт терзания деда, стоящего перед репкой – одинокого и нуждающегося в помощи.
Натуральность, первородность существования народа, явившаяся фоном сказки «Репка», позже будет угадываться в произведениях Валентина Распутина. В повести «Пожар» острота межличностных отношений, нравственность и совесть являются перед нами во всей своей неприкрытой откровенности, режущей глаз.

Такие же проблемы и у деда в сказке – как разрешить внутренний конфликт между стыдом и слабостью, как рассказать семье, как помощи попросить у них? Терзается дед, как терзается Иван Петрович в повести В. Распутина. Пожар у деда в душе, и пожар на складах в деревне Ивана Петровича. Но нет – все же выходит дед на верную дорогу, и просит о помощи, и приходят на помощь к нему, приходит и бабка, на которую он и не надеялся, и внучка, вечно занятая своими делами, и кошка, и жучка, и мышка. Всем миром тянут репку, всей силой. А с какой грандиозной внутренней борьбы начиналась эта битва за репку!

Идея влияния самого малого на исторические масштабы страны более всего остра в произведения Солженицына. «Один день Ивана Денисовича», пущенного под жернова сталинской системы – это и один день деда, достающего репку. Сколько таких иванов денисовичей погубил тоталитаризм! А между тем, каждый из них – это не кроха, которую можно смести со стола, а живой человек, с судьбой, трагизмом и стремлением улучшить жизнь страны. И напрасно кажется деспотам и тиранам, что нужно лишь «поломать» и «заново построить». Не получается. Каждый человек, каждое слово и мысль его приобретают колоссальное значение, значение историческое.

Тяжело приходится и народу, задавленному сапогом репрессий, и деду, согнувшемуся в три погибели и тянущему изо всех сил. Тянет не только дед – вся семья тянет, весь народ тянет, тянет лямку жесткую, до крови кожу сдирающую. Но велика сила народа русского, и жива надежда в нас, что выдержит он, и это выдержит. И, сопереживая, мы уже вживаемся в сказочную ситуацию, и тужимся за деда, чувствуя боль в спине, и дыхание сбивается в нас, но тянем, тянем мы. И мы знаем, что вытянет дед, вытянет Иван Денисович, вытянет и весь наш народ.

И в момент колоссального напряжения, когда сухожилия уже рвутся от силы, растягивающей их, когда, казалось бы, все потеряно, является мышка. Как искусный стрелочник, направляющий движение многотонных составов, ей суждено стать вершительницей судьбы, спасительницей семейства. Мы все прекрасно помним, как в «Тихом Доне» Шолохова стоило только в небе, раскалившемся докрасна от напряжения, раздаться надрывному крику «Кровя ему!», как понеслась, покатилась Русь, и началось движение, масштабы которого непредставимы. Как короткое слово, решившее исторический момент для России, мышка, ничтожная, незаметная – направляет развитие ситуации к разрешению. Народное единение, как и единение всей дедовской семьи в стремлении достать репку – громким эхом аукнется спустя века в произведениях русских писателей 2-й половины 20 века. И сила того единения велика. И это не символическая репка, которую вытащил дед. Нет. Не репку вытянул дед. Россию вытянул.


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0618. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0400

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры