Откуда у репки ноги растут

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Репа в мировой культуре »   Откуда у репки ноги растут
RSS
Откуда у репки ноги растут
Автор статьи: Екатерина
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Жила-была репка. А где она жила и откуда взялась – неизвестно. Вот такой загадочный овощ вырос однажды «на неведомых дорожках» народных сказок. Чем не зачин для очередной небылицы? А ведь это самая настоящая быль.

Не каждому фольклористу под силу объяснить, откуда растут корни той самой знакомой каждому с детства репки. Сказка-то, оказывается, не так уж и проста. В русских фольклорных сборниках встречается целых три ее варианта. И если в двух из них с небольшой разницей повторяется общеизвестный сюжет, то в третьем сказочные события приобретают совершенно неожиданный поворот.

Все начинается по старинке: «бабка за дедку, внучка за бабку, жучка (в оригинальном варианте «сучка») за внучку…» Дальше, как мы все помним, должна быть кошка. Но вместо нее появляется какая-то загадочная «нога», за ней другая, третья, пятая, - и все они помогают тянуть репку. Что за ноги такие? Что означает их появление в привычном сказочном сюжете?

«Думал дед, думала баба…» А современные толкователи и вовсе вывернули народную мудрость наизнанку. Тут вам и «арийские» мотивы сохранения чистоты национальной крови, и фрейдистская трактовка родственных связей. И ведь в голову никому не придет, что наши предки мыслили совсем другими понятиями – земными, простейшими: дом, семья, природа, жизнь. И образы с символами у них были такие же, привязанные к земле, природе-матушке.

К примеру, у славянских жрецов письма и языка был значок репен (репа) – хвостатый клубень, связанный с солнцем. И репа, предположительно, понималась нашими предками, как солнечный символ – знак природной благодати и плодородия. Бабка, внучка и дедка – прообраз крепкой семьи, общины, совместного труда, который так ценился в древнем обществе. Собака – спутник небесных богов. У крестьян на Руси волк до XIX века почитался как верный пес святого Георгия, насылаемый в наказание грешникам. Кошка, живущая в доме, соответственно и связана с земным миром, с домом. А мышка, обитающая под полом, представитель подземного царства.

Получается, что в сказочной аллегории зашифрован жизненный уклад и верования целого народа. Здесь легко угадывается идея связи поколений, традиция трехзвенного мироздания и, наконец, призыв к союзу людей и природных сил. Это толкование привычного варианта сказки. Остается другой, где стихийные символы заменяются непонятно откуда взявшимися частями человеческого тела.
Разобраться, зачем им понадобился пресловутый корнеплод, вновь помогает фольклорное наследие. У славянских ребятишек была игра вроде современной чехарды. Она сопровождалась песенкой: «Один сядет репой: другой тащит за ногу, не стащит; тащит третий, тащит четвертый, все не стащат. Соберется побольше: вытянули репку!..» Похоже, из этой игры и растет появление столь странных персонажей-помощников.

И все же, от перемены персонажей мораль сказки не изменяется: вытянуть репку можно только вместе. Проще говоря: сила в единстве, во взаимопомощи и в том, чтобы любое дело доводить до конца. Многие народные сказки традиционно рассказывают об этих ценностях. Ведь они придуманы для детей и становятся их первыми «обучающими пособиями».




Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0603. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0396

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры