Сказка «Репка» и христианство

Репа. Выращивание, использование, продажа

Информационный бизнес-портал

 

Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объявление форума

Репа. Выращивание, использование, продажа »   Репа в мировой культуре »   Сказка «Репка» и христианство
RSS
Сказка «Репка» и христианство
Автор статьи: Like Shadow
Первоисточник: Репа. Выращивание, использование, продажа


Сказка «Репка» и христианство
Сказки рассказывали для того, чтобы научить ребенка правилам жизни в семье, деревне, общине. Содержание сказок учило поведению в повседневной жизни. До двадцатого века люди в русских деревнях были почти поголовно неграмотными. Как происходило усвоение опыта? Только через наглядное пособие. Которое, как ни странно, воспринималось на слух.
Сказки появились в русском фольклоре начиная с шестнадцатого века. История христианства гораздо более древняя. Новая религия нелегко приживалась в народе. Христианство устанавливалось в девятом веке насильственным путем. Долгое время оно шло рука об руку с язычеством, которое нельзя было так просто сбросить со счета. Историки полагают, что до пятнадцатого века славяне были фактически язычниками, и только в больших городах находились плотные очаги христианства.
Конечно, в раннюю эпоху церковные деятели понимали, что мифы оказывают большое влияние на народ. У них были свои методы борьбы за влияние. Мало кому известно, что дохристианские славянские боги были очень мирными. Во главе пантеона стоял бог Род, покровитель семьи и родственных связей. Почему же мы сегодня считаем, что главным языческим богом был Перун? Ранней христианской церкви выгодно было подерживать воинственное, а не «пацифистское» божество, ведь христианство было введено насильно. Но миролюбивый характер славянских мифов сохранился в отдельных элементах фольклора. Люди находили в сказках то, чего не хватало в христианстве.
Мирная жизнь, правила достойного поведения в семье, умение сохранять добрососедские отношения и совместно противостоять трудностям – все это можно было найти в сказке. В чем смысл сказки «Репка»? Семья сообща проделывает работу, то есть вытаскивает репку. Все члены семьи и даже домашние животные принимают участие в процессе. И только когда за дело берется самый незначительный персонаж, мышка, задача оказывается выполненной. Репка, источник пищи, а значит, источник жизни, извлечена из земли. Каждый член семьи должен быть замечен. Вот гуманистический смысл простого, на первый взгляд, сюжета «Репки».
Интересно, что в сказке нет традиционного христианского противостояния добра и зла. С чем мы сталкиваемся в христианстве? Исход их противостояния Бога и Дьявола определяет жизнь каждого христианина. Естественно, тот, кто встал на сторону Дьявола, грешен по определению. И наоборот.
Что мы видим в «Репке»? Дед совершает ошибку. Он пытается вытащить репку один. Возможно, дед считает себя наиболее значимым членом семьи, но мы понимаем, что это заблуждение. Он сталкивается с неудачей – репка остается в земле. Необычный для христианства поворот сюжета! Грех есть, но нет ни Бога, ни Дьявола. Как же принять правильное решение, и остаться в рамках морали? Очень просто! Нужно вспомнить о самом главном, что есть у человека – семье! И дед зовет бабку. Интересно, что бабка совершает аналогичную ошибку: она считает, что им с дедом под силу вытащить репку вдвоем. Но, как мы уже догадываемся, неудача опять настигает героев. То же самое происходит со всеми остальными участниками, пока семья не вспоминает про самое незначительное существо – мышку. И наконец, когда семья уже потеряла надежду, с помощью мышки их усилия вознаграждаются. Вытянули репку!
Сказка обычно содержит мораль. Какой же вывод можно извлечь здесь? Вовсе не абстрактные добро и зло, а конкретный коллектив может решить задачу любой сложности. Понятно, почему церковь на Руси так опасалась язычества. Ведь чтобы держаться за свою семью, не обязательно идти к священнику или в церковь. Вывод понятен: каждый член общества по одиночке незначителен. Даже самый маленький человек в коллективе важен. Отсюда истоки популярности более позднего революционного лозунга: «Каждая кухарка должна уметь управлять государством!» Информация к размышлению.
На протяжении тысячелетий родственное самосознание выталкивалось на периферию фольклорного пространства. Но окончательно вытеснить его не удалось. Множество поколений выросло на незамысловатом сюжете «Репки». Помним его и мы.



Текущий рейтинг темы: Нет




Время выполнения скрипта: 0.0629. Количество выполненных запросов: 11, время выполнения запросов 0.0410

Неогранка - литературно-творческий портал
Статьи
Обзоры